Do or die

Еще один взгляд на формирование эталонов красоты - интересный

"Говоря о моде и вообще о костюме, о быте, чаще всего сталкиваешься с понятием «эталон красоты», потому что мода любого конкретного момента «обслуживает», в первую очередь, тех мужчин и женщин, которые вписываются или хотя бы близко стоят к существующему идеалу. Более того, эталон красоты - это человек, наилучшим образом вписывающийся в эстетику пространства, то есть в эстетику господствующей архитектуры, мебели, декоративно-прикладного искусства и вообще - дизайна. Попробуйте мысленно вписать рубенсовскую женщину в модернистскую квартирку шестидесятника - рядом с тонконогими столиками, пластиковыми стульчиками и абажуром в виде усечённого конуса роскошные телеса будут выглядеть комично.

  • На фото справа - советская мода, кстати.

    читать дальше
  • Она «раздавит» все эти чудеса бедняцкого шика. Она не сможет существовать на фоне обоев с кругами и линиями. Ей будет неуютно возлежать на узком ложе без перин, валиков и прочих балдахинов. Идеальными обитательницами квартир с острыми углами можгут быть Твигги или Пегги Моффит - они сами похожи на те столики и полочки. Об их острые колени точно так же можно уколоться и удариться. Всё это не исключает факта, что рубенсовская красотка будет популярна в качестве «красивой женщины». Любить её может хоть легион - просто она не будет эталоном. Её фигуру не будут рекламировать журналы - модно-тонконогие столики требуют такой же тонконогой девочки. Более того, человек, являющийся эталоном, может не считаться «секс-символом». Ага. Это вообще разные ипостаси - могут совпадать, а могут - нет. Как говорится, хотят одних, любуются другими.(Да-да, а женятся вообще на третьих).

    Заметим, что в 1960-е красавицами считались сочная Лоллобриджида и такая я же Лорен. Но вписать их тяжёлые дамские стати в эстетику 1960-х не представляется возможным. Платьица Куррежа и Куант сшиты, явно, не на них. То же можно сказать о Быстрицкой, Хитяевой, Дружининой, да и вообще - о многих советских красавицах-актрисах, снимавшихся в 1960-е. Да и сейчас, когда везде - вариации на тему хай-тека, сложно ждать триумфального возвращения «форм» (регулярно по ЖЖ проносится ураган радости на тему «...в таком-то номере такого-то журнала были полные манекенщицы! Ура-ура!») Не вернутся. Точно говорю. Хай-тек ибо. А в периоды обострения хай-тека (например, в 1990-е, когда журналы по интерьеру рекламировали пустые комнаты с красными стенами и единственной мебелюшкой в виде белого дивана-пуфика), так вот, в периоды особого обострения хай-тека, в моду вообще входит невыносимая худоба. Уже не 80-50-80 (как примерно у Твигги), а 60-60-60 (наверное). Но совершенно иная худоба была в моде в эпоху готики, например.



    Это была эстетика длинных и тонких линий, как будто женщина уподоблялась готическому зданию. Ей в том помогал головной убор-эннен, который в советских книжках часто пририсовывали феечкам почему-то. Худоба Средневековья - это линии островерхих зданий и таких же кресел, это острые и колючие формы оконных проёмов. Худоба 1960-х - это продолжение футуристических линий дизайна. Каждый эталон подчиняется своему пространству. Попробуйте вписать худую Твигги в мир стройной готики. Девочка-Веточка слишком суетлива для Ноттр-Дам. Готика - это эстетика покоя, эстетика Вечности. Футуризм-пуризм 1960-х - эстетика прорыва, движения и непостоянства... В николаевскую эпоху тоже в моде была тонкость и, я б сказала, романтическое недоедание. Считалось, что если девушка мало ест, бледно выглядит и большую часть времени проводит в обмороке, стало быть она - романтическая красавица, тонкая душа и в состоянии понять Поэзию.

    И в этой худобе 1820-1840-х годов нет ничего общего с худобой готики и 1960-х! Сразу вспоминаются описания Гоголя: «Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми, вы почтительно отойдете к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем; сердцем вашим овладеет робость и страх, чтобы как-нибудь от неосторожного даже дыхания вашего не переломилось прелестнейшее произведение природы и искусства» Или вот из Булгарина: «В самом деле, здесь девицы все такие бледные и такие тоненькие, что им бы нельзя было прогуливаться в чистом поле от страху, чтоб ветер не унёс их под облака»». В дизайне описываемой эпохи часто встречались цветочки и - бабочки. А тяжёлые, восточные духи надолго вышли из моды, уступив цветочным, лёгким ароматам...



    В такую «цветочно-бабочковую» эпоху и женщина должна быть чем-то средним между цветочком и бабочкой. Вот вам из Бестужева-Марлинского: «Дамы, выпархивали из карет и, сбросив перед зеркалом аванзалы чёрные обертки свои, являлись подобны майским бабочкам, блистаючи цветами радуги и блёстками злата». Бабочки, понимаете? Недолговечные, прелестные, слабые, тонкие... Захотел - полюбовался, захотел - раздавил. ...А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк. (Ужасно то, что громадный Николашко Палкин питал слабость именно к хрупким, нежным созданиям. В общем, давил нещадно, как бабочек. Про остальные сложности я тактично умолчу, ибо...). Попробуйте теперь раздавить такую же тощую Твигги! Не получился, потому что Твигги - не бабочка. Она ногой - в глаз и поминай, как звали. Ибо разная эстетика пространства диктует моду на разную худобу. Но чисто внешне, телесно худышка 1960-х может быть того же размера, что дева готики или раздавленная Николашкой чудо-бабочка из Смольного ВУЗика.

    Или вот фигуристость красоток Art Nouveau не идёт ни в какое сравнение с фигуристостью иных эпох. Женщина Art Nouveau следовала своими формами за виньетками эпохи - посмотрите на мебель и архитектуру Модерна: ни одной прямой и чёткой линии. Всё течёт, всё извивается, всё обтекает и обвивает. Худышка рядом с такими красотами потеряется и будет выглядеть унылой нищенкой. Только высокий пышный бюст, стянутая талия и аппетитные бёдра! Ни одного угла, только овалы и причуды. Когда виньетки с лианами и сплетающимися травами вышли из моды, а функционализм стал теснить всё и вся, фигура с изгибами стала казаться пошлой и - чрезмерной. Эстетика гедонизма и красивой бесполезности порождает формы. Эстетика рацио убирает бёдра с обложек модной прессы.



    Главное - господствующая эстетика линий. Каков жбан или стул, таков и торс. Рядом с маленькими, неуютными, но милыми, интерьерчиками рококо хорошо смотрится маленькая, пухлая, но тонкокостная девочка с розово-бисквитным личиком. Всех женщин Галантного Века рисовали полновато-нежными, с карамельным выражением лица. Потому что линии были такие - причудливые, мелко-бисерные, невнятные, но выпуклые. Выпуклый, нежный бочок креслица требовал такого же зада (пардон - задика). Грудки - маленькие, но круглые; ножка - мизерная, но толстенькая, а шейка, шейка-то какая - тонкая, но сплошная мякоть. Поэтому так странно смотрятся персонажи фильма «Опасные связи» С.Фрирза - худая, большеногая Турман или Глен Клоуз с лицом бизнес-леди не вписываются в эстетику рококо, они выпадают из неё, как чужие, странные и ненужные персонажи.

    Разумеется, есть куча иных теорий. Например, некий автор написал, что в обществах, где царит мужчина, а женщина - рожает и кормит, в моде фигуристые формы и осиные талии (так называемый плодородный тип), ибо это оптимально для постельных игрищ и бесконечных родов. Опа. В эпоху Модерн, указанную выше, модное поведение было далеко от патриархальной благости и женщины, как раз, вырвались на свободу. Или вот - шикарная Критская (Минойская) культура. О ней почти ничего не известно, но большинство учёных утверждают, что в этом обществе бытовал если не прямой матриархат, то, во всяком случае, женщина занимала равное положение с мужчиной. Но именно в минойском искусстве царят такие формы, что никакому Модерну не снилось в страшном иррациональном сне... Опять же предлагаю вспомнить их дизайн - растительные формы, отсутствие рацио, сплошные изгибы и глупости. А вот в античных обществах, где был полнейший патриархат, как раз, эталоном была плосковатая, практически лишённая талии, Афродита.



  • ...Примерно как-то так. Изменяется Жизнь => изменяется дизайн => изменяется эталон красоты. Куда кресло, туда и тело. Куда орнамент обоев, туда и форма бюста... А хайтек-то и не думает никуда уходить"

  • Утащено из блога http://zina-korzina.livejournal.com



    @темы: "Тайны красоты", "Разная красота"

    Комментарии
    17.06.2011 в 09:00

    эталоном была плосковатая, практически лишённая талии, Афродита.
    Разве? У нее вполне нормальная талия для физически развитой девушки, не использующей всякие извращения типа корсетов...

    Очень интересная статья, спасибо:) Я бы сказала, что мода имеет всеобъемлющее влияние: интерьер, одежда, музыка, эталон красоты, - все это находится во взаимодействии друг с другом, не может быть так, чтобы один компонент изменился, а остальные - нет.
    17.06.2011 в 18:17

    Do or die
    protherpine С Афродитой я тоже не поняла. А статья интересная, хотя сама я от таких умствований далека. Мне лично вообще думается, что в наши дни эталоны исчезли. Каждый похож или сам на себя, или на кого выберет быть похожим, хоть на анимешный персонаж.

    Расширенная форма

    Редактировать

    Подписаться на новые комментарии